Сайт города Калязин : Новости : Начальное образование по новым стандартам
 |
22.09.2011г.
С 1 сентября 2011 года все первоклассники нашей страны начали учиться по-новому, в соответствии с новыми образовательными
стандартами.
"Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" - это документ,
определяющий стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы.
Все его компоненты: требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
(ООП НОО); к структуре и условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим, нормативно-правовым - отражают новые цели начального образования,
ориентацию процесса обучения на воспитание и развитие младших школьников.
Чтобы вести работу по новым стандартам, все школы должны быть приведены к тем требованиям,
которые изложены в ФГОС, а это серьезная глубокая работа по подготовке всех условий введения и реализации стандарта.
Новые стандарты в начальной школе введены в обязательный обиход только с этого года, но у нашего района,
в частности у Городской средней школы, уже есть опыт такой работы, который позволяет сегодня вести работу
с учётом анализа достижений и проблем.
Школа в значительной степени была подготовлена к процессам, связанным с обновлением содержания образования.
О том, что же позволило ГСОШ получить в 2010-2011 учебном году статус областной пилотной площадки опережающего
введения новых стандартов, а также о достигнутых результатах и задачах,
которые необходимо решать при реализации ФГОС нам рассказала директор Городской средней школы Лада Витальевна Герасименко.
- Лада Витальевна, почему именно калязинская школа получила возможность испытать на себе такое нововведение, став пилотной площадкой?
- Конечно же, это возможности школы и её ресурсы позволили нам участвовать в пилотном проекте.
Образовательный процесс на ступени начального общего образования строится с учётом особенностей деятельности нашего
образовательного учреждения, а это: базовая школа образовательного округа, наличие филиала в д.Василёво,
на базе школы созданы две группы предшкольного образования, которые обеспечивают преемственность образовательных программ,
это и работа "Школы будущего первоклассника", психолого-педагогическое сопровождение учащихся,
наличие двух групп продлённого дня, сложившаяся система дополнительного образования,
воспитательная система школы, деятельность Кабинета здоровья, информационного центра школы, организация подвоза обучающихся.
- В Городской средней школе высокий качественный состав педагогического коллектива, наверное, это тоже сыграло свою роль...
-Руководители и педагоги нашей школы - это особая гордость, они ежегодно принимают участие в профессиональных
конкурсах от муниципального до федерального уровня: 7 победителей в конкурсе лучших учителей на Президентский Грант,
ежегодные победители и призёры районного конкурса "Учитель года", "Ярмарка новых педагогических идей", "Самый классный классный".
Победа в федеральном конкурсе лучших инновационных учреждений РФ (6 место в рейтинге лучших школ Тверской области)
способствовала существенному улучшению материально-технической базы образовательного процесса.
- А какие конкретно успехи есть у школы в этом направлении?
-В рамках национального проекта "Образование" и других областных и федеральных программ школой
было получено оборудование кабинетов физики, химии, биологии, географии, кабинет ОБЖ, информационного центра,
интерактивные комплексы, оборудование для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, пополнился библиотечный фонд.
При финансировании МОУ Городской средней общеобразовательной школы используется
нормативно-подушевой принцип, сумма учебных расходов такова, что позволяет ежегодно существенно улучшать
материально-техническую базу образовательного процесса. Участие Администрации Калязинского района в региональных
программах софинансирования также способствует созданию необходимых условий для получения качественного образования.
И сегодня Городская средняя школа уже начала преобразование образовательной среды для её
максимально полного соответствия требованиям стандарта.
- Особые обязательства при введении новых образовательных стандартов начального общего образования накладываются на базовую школу как на ресурсный, методический и социо-культурный центр. Какие основные направления деятельности осуществляет городская средняя школа?
- Это психолого-педагогическое сопровождение учащихся базового образовательного округа и дошкольных
образовательных учреждений; вовлечение в воспитательную деятельность обучающихся из школ, входящих в состав
образовательного округа (Новогодние праздники, Посвящение в первоклассники, театральные фестивали и конкурсы,
спортивно-массовые мероприятия и др); использование ресурсов информационного центра школы для организации сетевого
взаимодействия со школами образовательного округа, использование ресурсов спортивного и тренажёрного зала для занятий
родителей с детьми, научно-методическая деятельность окружного методического объединения учителей начальных классов;
организация курсов для учителей, преподающих иностранный язык в начальной школе и многое другое.
- Работа по новым стандартам - это, прежде всего, изменения в работе педагогов, новые задачи для них и новые требования. Как решаются эти вопросы?
- Работа с кадрами в нашей школе направлена на изучение и практическую отработку нового содержания образования,
эффективных образовательных технологий. В составе рабочей группы по введению ФГОС НОО учителями начальной школы разработаны
программы по учебным предметам и программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта.
Работа творческой группы учителей начальных классов школы, планомерная деятельность окружного методического объединения
позволила решить задачу подготовки кадров. Все учителя начальной школы, педагог-психолог, прошли курсы повышения квалификации,
участвуют в постоянно действующем семинаре "Перспективная начальная школа".
Практически осознанным опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами
педагоги начальных классов школы активно делятся в рамках окружных семинаров и мастер-классов, демонстрируют опыт работы
на открытых уроках для педагогов и руководителей школ города и района. Новым видом деятельности в распространении опыта
работы стала страничка на школьном сайте "Пилотный проект" и материалы педагогов начальной школы в рубрике "Методическая копилка".
- Возникали ли проблемы в вопросах содержания образования, насколько разработана эта база для работы по новым стандартам?
- Наши педагоги школы хорошо знакомы и успешно работают по учебно-методическому комплексу "Перспективная начальная школа".
Структура комплекса обусловлена развивающей личностно-ориентированной системой обучения.
При этом включение детей в различные виды деятельности - проектную, игровую, творческую, исследовательскую - происходит
в учебное время и за пределами уроков. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать,
ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. Урок становится не единственной формой
организации образовательного процесса. В нашей школе организованы такие направления внеурочной деятельности, как:
проектно-иследовательская деятельность по курсу "Окружающий мир"; "Психологическая Азбука"; "Музей в твоём классе";
"Пластичный мир", "Мастерская творчества", "Мягкая игрушка"; спортивно-оздоровительные направления "Ритмика", "Весёлый язычок"
(логопедические занятия) и другие.
Блок внеурочной деятельности реализуется не только учителями нашего образовательного учреждения,
но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Помогает решать задачи выявления и развития индивидуальных творческих способностей ребёнка и "Портфолио учащегося",
структура которого разработана с учётом возрастных особенностей детей. Безусловная ценность портфолио заключается
в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей
каждого ребёнка, развитию мотивации для дальнейшего творческого роста.
- Насколько изменилась система воспитательных мероприятий с младшими школьниками, ведь развитию творческих и коммуникативных способностей должно уделяться не меньшее внимание?
-Учащиеся начальной школы принимают активное участие в традиционных общешкольных мероприятиях и районных мероприятиях
("День здоровья", День труда, Широкая масленица, День матери, День Отца, театральном фестивале "В гостях у сказки" и др.),
в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, в предметных олимпиады и интернет - конкурсах.
Педагогами начальной школы уделяется большое внимание выявлению одарённых детей. В прошедшем учебном
году была организована деятельность научного общества учащихся начальной школы, разработано Положение,
выбраны темы проектных работ. Результатом деятельности стало представление лучших проектов учащихся на
заключительной конференции и аплодисменты участников.
- Новые государственные стандарты могут быть реализованы только в условиях образовательной среды, обеспечивающей ученику комфортность и личностные перспективы. Здоровье среди них - важнейший показатель личного успеха. Что сделано в этом плане?
- Здоровьесберегающее пространство школы включает в себя: спортивный зал, игровые площадки,
открытый стадион, тренажёрный зал, кабинет педагога-психолога, медицинский и прививочный кабинеты,
уголки здоровья в кабинетах начальных классов, кабинет здоровья со специализированным оборудованием
для учащихся начальной школы и воспитанников групп предшкольного образования.
Для создания благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья,
проводятся всевозможные мероприятия: конкурсы, рейды, выставки. Например, конкурсы "Самый уютный кабинет",
"Лучший уголок здоровья", "Лучшая дорожка здоровья", "Зелёный наряд школы"; рейды: "Внешний вид",
"Учебные принадлежности", акции "Сохраним тепло", "День чистоты".
Основной способ сохранения здоровья учащихся - это реализация лозунга "Здоровье через спорт и занятия физкультурой!". Так, для учащихся 1-х классов организованы групповые физкультурно-оздоровительные занятия на базе Кабинета здоровья, проводятся различные спортивно-массовые мероприятия: соревнования по мини-футболу, весёлые старты, малые зимние олимпийские игры, лыжня Калязина, соревнования по сетболу, легко-атлетический кросс.
В соответствии с программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни проводятся внеклассные занятия и тематические классные часы. Данный вид деятельности осуществляет совместно с учителями и группа волонтёров, подготовленных на базе "Кабинета здоровья" из учеников 6-ых и 10-ых классов. Разработана система уроков здоровья с разнообразной тематикой.
Введены "Дневники здоровья" для обучающихся начальной школы, что позволяет осуществлять своеобразный мониторинг, который учит ребят самодиагностике состояния собственного здоровья, способствует профилактике и предупреждению заболеваний.
- Без информационных современных технологий сегодня в вопросах любой работы не обойтись, и чтобы процесс введения ФГОС сделать максимально эффективным, наверняка необходимо использовать и ресурсы информационного центра школы? Как Вы использовали этот ресурс?
-Действительно, информатизация образовательного пространства начальной школы способствовала решению практически всех первоочередных задач, стоящих перед школой при внедрении стандартов нового поколения. Это создание основной образовательной программы, включая рабочие программы по предметам; планирование образовательного процесса; ведение электронного журнала; фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения программы, осуществление проектной деятельности учащихся; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет, а также взаимодействие нашей школы с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими организациями.
- Как отмечают специалисты, не менее хлопотным для администрации школы является работа по созданию финансово-экономического обеспечения нового Стандарта. Что имеется в виду?
-Центральным объектом образовательного пространства школы является учебный кабинет. Здесь младшие школьники проводят большую часть своего учебного времени, поэтому нам необходимо создать максимально комфортные условия для учебной работы, игры и отдыха. Учебное пространство кабинетов 1-х классов начальной школы обеспечено современной мебелью в соответствии с ростовыми группами, компьютерами с выходом в Интернет, копировальной техникой, интерактивными досками и экранами, местом для выставок ученических работ и другими приспособлениями.
В классах есть "уголок здоровья" для отдыха ребёнка и восстановления сил, он оборудован кулером с минеральной водой, дорожкой для профилактики плоскостопия, классной библиотечкой, игрушками. Для учащихся четырёх первых классов приобретены комплекты учебников и учебных пособий. В принципе, мы считаем, что в нашей школе созданы необходимые условия для перехода на новые образовательные стандарты в начальном общем образовании.
- Действительно, видно, что в школе проведена очень большая работа, прошёл пробный год, наверняка он позволил вам определить проблемные места. А решать их необходимо уже сейчас, ведь новый учебный год уже начался. Поделитесь наработками.
-Мне хочется привести слова древнеримского философа Луций Аней Сенеки "Если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным". Но сегодня, мы уже знаем, куда плыть, и к чему стремиться, потому что определили для себя проблемы и задачи, которые необходимо решать.
Во-первых, необходимо полное использование ресурсов базовой школы в организации образовательного процесса в филиалах школ и школах образовательного округа. Встаёт потребность в создании на базе школы отделения дополнительного образования. Кроме того, мы должны освоить практику дистанционного образования детей с ограниченными возможностями. Создание спортивных клубов на базе общеобразовательных школ (есть такой проект, предложенный Министерством образования), возможно, могло бы решить проблему введения третьего часа физической культуры. Это и особое внимание к обеспечению условий безопасности образовательного процесса.
Пройдя первую ступень, мы понимаем, что всё, что заложено в начальной школе, должно просматриваться и в стандарте основной и средней школы. Поэтому уже сейчас для обеспечения преемственности необходимо провести анализ наших ресурсов и подать заявку на участие в пилотном проекте по введению стандартов основного общего образования.
Опыт первого года внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Активное участие в этой деятельности принимают и родители, становясь нашими союзниками в процессе обучения и воспитания.
В течение всего прошлого учебного года был проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников.
Безусловно, решить в одночасье все проблемы невозможно. Но в условиях имеющегося финансирования и собственных ресурсов школы, помощи и поддержки Администрации Калязинского района, Департамента образования Тверской области, Института усовершенствования, родительской общественности можно сделать очень многое и достигнуть тех результатов образования, которые обозначены в Федеральном государственном стандарте и Президентской инициативе "Наша новая школа".
Поделиться новостью с друзьями:
<< назад